Как Fila создала оригинальную суперобувь с углеродным покрытием

Как Fila создала оригинальную суперобувь с углеродным покрытием

Хотя Nike Vaporfly сейчас является самой известной моделью. с карбоновым покрытием в середине 1990-х годов, карбоновые пластины стали тайно внедряться в обувь для высоких достижений.

Здесь мы рассмотрим историю и разработку этих карбоновых пластин в Fila, ныне давно забытом беговом бренде, и то, как эта новаторская технология могла изменить историю спорта за 25 лет до появления Кипчоге и Vaporfly.

Первая секретная супер-обувь

Весной 1996 года кениец Пол Тергат потряс мир бега, выиграв миланский полумарафон Stramilano International менее чем за 59 минут, почти на минуту быстрее, чем кто-либо в истории. Пока один дорожный конус не испортил торжество. Он был неправильно установлен, в результате чего дистанция оказалась короче на 49 метров.

Но, возможно, гораздо важнее то, что аннулированный результат в Милане помог сохранить в тайне новую мощную технологию, спрятанную в подошве сине-белых кроссовок Тергата от Fila.

Экспериментальные кроссовки Тергата были детищем Энцо Симонетти из компании Fila, итальянского бренда, известного сегодня своей ностальгической линейкой баскетбольной и теннисной одежды прошлых лет. Но в 1990-х годах этот бренд был агрессивным игроком на переднем крае индустрии беговой обуви.

Идея создания кроссовок Tergat возникла у Симонетти во время работы над высокопроизводительным лыжным снаряжением. Он использовал карбон и кевлар, которые были чрезвычайно легкими и высокопрочными, для изготовления защитных стелек для голени.

Если лыжники мирового класса могут использовать карбон-кевлар на экстремальных скоростях, Симонетти решил, что этот суперматериал может быть использован в еще более ударном виде спорта - беге.

Симонетти работал с Марино Джакометти, менеджером по работе со спортсменами в Fila, и Руи Паррахо, руководителем отдела продукции Fila USA. Они изготовили гоночные плоские прототипы с изогнутой углеродно-кевларовой пластиной, которую Fila изготовила по заказу поставщика композитных материалов для команды Ferrari Formula One, сложив пластину в беговые кроссовки.

Во время первого испытания на полумарафоне в Милане успех кроссовкам помешал случайный дорожный конус, но дизайнеры Fila уже думали о следующем большом испытании, которое ждало их за Атлантическим океаном и на самой большой сцене.

Сотый забег Бостонский марафон 15 апреля 1996 года приняли участие около 40 000 спортсменов, что было самым большим показателем в истории на тот момент. Столетний юбилей марафона, который фактически изобрел современную идею марафона, дал возможность соперничать с Олимпийскими играми в качестве крупнейшей платформы для демонстрации самых быстрых спортсменов и обуви в мире.

Спортсмен Fila Мозес Тануи, действующий чемпион мира по полумарафону и золотой медалист Олимпийских игр в беге на 10 000 метров, был одним из главных претендентов на победу, но в Бостоне оказался в сложном положении. Но Тануи знал, что у него есть преимущество, которого нет у других. На нем был новейший прототип от Fila с углеродно-кевларовым покрытием.

Команда дизайнеров была уверена, что технология обеспечит превосходные результаты, но беспокоилась о дистанции в 26,2 мили и общем времени, которое Тануи будет находиться на ногах, поскольку, по их расчетам, они использовали достаточно клея, чтобы удержать прототипы вместе в течение одной гонки, и, возможно, даже не достаточно долго, чтобы пройти полный марафон. Пластинчатая конструкция была настолько жесткой, что спортсмен жаловался, что его было больно носить у финишной черты на Бойлстон-стрит.

К счастью, Тануи бежал быстро, финишировав за 2:09:15 (быстро для того времени), и выиграл гонку.

Несмотря на победу, Fila держала в секрете свой прототип и технологическое преимущество, а вместо этого сосредоточилась на доминировании на самой большой сцене на самом большом рынке в мире: летних Олимпийских играх 1996 года.

В Атланте Fila доработала свой углеродно-кевларовый прототип для мексиканца Германа Сильвы, доминирующего марафонца и победителя Нью-Йоркских марафонов 1994 и 1995 годов. Дизайнер Кевин Кроули придал обуви характерный дизайн, который теперь называется Fila Silva Racer.

Эти кроссовки выделялись на стартовой линии в Атланте. В то время верхняя часть большинства кроссовок была однотонно белой. В отличие от них, Silva Racer были неоново-желтыми с черными языками пламени по верху.

Fila Silva Racer 1997 года

Гонка Сильвы закончилась, не успев начаться. Он опоздал к стартовой линии, пытаясь получить нагрудный знак от своей команды. Торопясь выйти на старт, он взял новые гоночные плоские кроссовки вместо своей привычной пары.

Любой серьезный бегун скажет вам, это будет больно. Сильва боролся изо всех сил, отставая от лидера до последних этапов.

Несмотря на то, что он опустился на шестое место, он представил загадочную новую обувь Fila мировой аудитории. Этого оказалось достаточно, чтобы побудить многолетнего генерального директора Fila Энрико Фрачи бросить все силы на реализацию этой концепции. У нее был потенциал, но много неровностей в прямом и переносном смысле.

Филиппо Павеси

Руководитель отдела исследований и разработок Fila Филиппо Павеси всегда придерживался нестандартного подхода к бегу. В 1970-х годах, будучи подростком, он участвовал в 100-километровом ультрамарафоне Torino-Saint Vincent, чтобы произвести впечатление на девочек из своей школы.

Его тело сдалось на полпути, но на следующий год он повторил попытку и пошел дальше, питаясь конфетами и сыром пармезан.

С третьей попытки он финишировал, и в процессе у него сформировалось тонкое понимание важности подходящей обуви для бега. Эту же решимость и нестандартное мышление он привнес в итальянский бренд Superga. Там он присоединился к своеобразному skunkworks - небольшой, преданной команде дизайнеров, стремящихся вернуть Superga на передовые позиции в элитных соревнованиях.

После несанкционированноготура на производственные мощности Nike в Южной Корее, Павеси вдохновился идеей создать что-то лучшее.

В результате были созданы High-Performance Suspension (сокращенно HPS) - волнообразные асимметричные пластины, изготовленные из особо прочного и податливого пластика Hytrel. Такой биомеханический подход к амортизации позволил HPS адаптироваться к самым разным типам бегунов.

Одним из таких бегунов был Мозес Тануи, который до прихода в Fila выступал за Superga. Тануи добился успеха с HPS Racer, установив мировой рекорд на полумарафоне Stramilano в 1993 году.

Но для продвижения HPS было сделано мало, и проект в итоге был закрыт. В 1995 году Superga была продана инвестиционному банку.

Fila забрала часть талантов Superga, включая Тануи и дизайнера обуви Павеси.

1993 Superga HPS Racer

"vada e lo faccia!"

Перед уходом Павеси экспериментировал с заменой части межподошвы на пластины из углеродного волокна, и результаты были многообещающими.

Многие обратили внимание на Superga и их технологию HPS, в том числе и Фрейчи. Нанимая Павеси в качестве нового менеджера по исследованиям и разработкам, босс Fila недвусмысленно заявил ему, что он хочет превзойти Nike в их собственной игре.

Павеси до сих пор вспоминает, что ему регулярно говорил Фрачи, vada e lo faccia или 'давай сделаем это!'.

Fila начала вкладывать огромные средства в инновации в области беговой обуви, создав исследовательский центр в Бостоне. Затем Павеси и его команда создали еще одну лабораторию в Биелле, в предгорьях итальянских Альп, чтобы тестировать экономика бега для коммерческой версии Silva Racer.

В отличие от тонкой плиты из карбона и кевлара, использовавшейся ранее, Павеси соединил два слоя углеродного волокна с эпоксидной смолой препрег из кевлара, прорезав тщательно продуманные отверстия в задней и передней частях пластины.

Лабораторные результаты оказались весьма значительными: на модифицированных беговых дорожках, настроенных на имитацию дорог, эта новая обувь повысила эффективность бега на шокирующие 2,4 процента.

Это было нечто грандиозное.

В течение 1997 года Fila и ее элитные спортсмены выиграли несколько крупнейших марафонов в мире с самым быстрым временем.

Наряду с Silva Racer были выпущены две похожие друг на друга кроссовки: Tanui (названные в честь другого ведущего спортсмена компании) и Visionary. В обеих кроссовках Fila 2A Cushioning под углеродно-кевларовой пластиной в задней части.

Если это звучит знакомо, то это те же самые компоненты, которые Nike использовал 20 лет спустя в Alphafly, чтобы помочь Элиуду Кипчоге пробежать первый в истории марафон продолжительностью менее двух часов.

Были опробованы и более экстремальные концепции, в том числе пластины в форме ложки - как в модели Vaporfly.

Fila продолжала расширяться, а два высокооплачиваемых бывших сотрудника Nike открыли еще один исследовательский центр в Портленде, штат Орегон, как бы желая бросить вызов могущественной компании Swoosh на ее родной территории. Но как только Fila показалась на пороге крупного технологического и коммерческого прорыва, в компании начался внутренний разлад.

К апрелю 1998 года Silva Racer одержал свои самые громкие победы. Мозес Тануи выиграл свой второй Бостонский марафон за три года, а Пол Тергат снова победил в полумарафоне Страмилано с мировым рекордом, и на этот раз это было важно. На нем был последний прототип Silva Racer, теперь с ярким красно-синим верхом, лишенным пламенного рисунка и решающего веса.

Трейловый суперботинок

По словам Павеси, команда из Портленда не смогла понять значение концепции карбон-кевларовых пластин. В следующей концепции дизайна новой модели Fila Racer пластина была полностью исключена.

Когда Фрейчи узнал об этом, он перевел Павеси в другой проект. Несчастливый брак между итальянской командой и бывшими дизайнерами Nike, работавшими в Портленде, привел к саморазрушительному компромиссу: две небольшие отсоединенные карбон-кевларовые пластины в передней и средней части стопы, что лишило смысла первоначальную концепцию.

Обновленный Racer Plus усугубил этот дизайнерский промах, значительно увеличив вес верха. Но, тем не менее, кроссовки были успешными, и руководитель Fila хотел, чтобы эта волшебная пыль была рассыпана в других местах.

Тем временем Silva Racer с углеродно-кевларовым покрытием отлично зарекомендовали себя в серии ультрамарафонов Skyrunning, поддерживаемой Fila. Альпинист, бегун и соучредитель Skyrunning Марино Джакометти, среди прочих, работали над созданием чего-то революционного: Skyracer.

Несмотря на то, что для экономии средств в них использовалась та же пластина и промежуточная подошва, что и в Racer, это был первый трейлраннинговая обувь сделанные по такой технологии.

2000 Fila Skyracer

Несмотря на открытие базы Fila Outdoor Base в Колорадо в 1997 году, руководство компании не было заинтересовано в использовании углеродно-кевларовых пластин на бездорожье.

Павеси увидел, что пластина дает большой прирост производительности на дороге, а также на неровных участках в горах, поэтому казалось очевидным, что Fila использует этот подход для различных типов шипов.

Сначала Fila разработала карбон-кевларовые шиповки для дистанции для Пола Тергата, который в 1997 году выиграл чемпионат мира по кросс-кантри в этом прототипе.

Теперь встал вопрос о том, что карбон-кевлар может сделать для Fila на летних Олимпийских играх 2000 года.

Шипы для бега Fila с углеродно-кевларовым покрытием были легче, прочнее и проворнее, чем у конкурентов. Было создано бесчисленное множество вариантов шипов с впечатляющими результатами, в том числе для десятиборца Эрки Нула, завоевавшего золото в Сиднее, что продемонстрировало универсальность и широту применения конструкции для различных видов спорта.

Однако руководство Fila потеряло к ним интерес сразу после церемонии закрытия, так и не выпустив шипы в продажу.

Два десятилетия спустя на Играх в Токио практически все соревнования по легкой атлетике были выиграны в кроссовках с углеродным покрытием.

Приход Ferrari

В конце 2000 года Fila начала соблазнительный процесс, который в конечном итоге привел к ее гибели в качестве основного претендента на беговую обувь, когда она снова начала сотрудничать с миром гонок Формулы-1.

Будучи одним из самых известных и ярких брендов в мире, Ferrari обладает непреодолимой силой притяжения даже для обувной компании. У Fila уже были связи с производителем гоночных автомобилей, поскольку она впервые закупила углеродные материалы у того же поставщика, что и команда Формулы-1, а также потому, что в конце 1998 года она наняла директора по маркетингу и коммерции Ferrari Микеле Сканнавини на должность генерального директора.

Три года спустя Fila оказалась втянута в орбиту Ferrari, добиваясь спонсорских прав. В частности, Fila предоставила гоночные ботинки для Михаэля Шумахера, который становился, возможно, величайшим гонщиком Формулы-1 всех времен.

2000 Fila Racer

Проехав четыре часа до Фьорано, Филиппо Павеси остался ждать в бывшем офисе основателя компании, Энцо Феррари. Павеси вспоминает, что первым его встретил Жан Тодт, генеральный менеджер подразделения Ferrari в Формуле-1, который начал разговор со слов: 'Вы из Fila? Я бы не стал носить обувь Fila'.

Шумахер был более любезен, и после того, как Павеси пообещал, что обувь Fila будет на 80 граммов легче, Шумахер разрешил ему сделать гипсовые слепки и карты давления стоп лучшего гонщика на Земле.

Спустя несколько месяцев Павеси наконец приехал на горнолыжный курорт Мадонна-ди-Кампильо, где Ferrari проводила традиционные предсезонные соревнования, и нашел Шумахера.

Павеси нес ноутбук с презентацией в Powerpoint и уникальные ботинки цвета Rosso Corsa, изготовленные с использованием карбон-кевлара и огнестойкого номекса. Шумахер сказал Павеси, чтобы тот не утруждал себя презентацией, и сразу перешел к прототипам.

Достав весы, Павеси померил правый ботинок, который весил на 78 граммов меньше, чем ботинки Nike, в которых выступал Шумахер. Нахмурившись, немец сказал Павеси, что ему обещали на 80 граммов меньше. Павези поменял на весах правый ботинок на левый. Второй ботинок оказался на 84 грамма легче.

Шумахер улыбнулся, они ему так понравились, что он спросил, можно ли оставить их себе. Павеси не смог отказать, только попросил не надевать их на вождение, так как они не были одобрены.

Несколько недель спустя Павеси запаниковал, увидев, как Шумахер вылезает из разбитой Ferrari во время тестов. На его ногах были красные гоночные ботинки.

Опасаясь, что спонсорская сделка может оказаться под угрозой, он позвонил менеджеру Шумахера, который подтвердил, что авария не была связана с обувью. Спонсорский контракт был подписан, и хотя на этот раз Fila использовала все возможности, она упустила многие.

Столкнувшись с сокращением доли рынка, Джелиндо Бордин, бывший золотой медалист Олимпийских игр в марафоне и менеджер по продукции Fila, возложил свои надежды и ресурсы компании на компетентные и отличительные повседневные кроссовки, но сделал ставку на автомобильную тематику, назвав обувь F1 High Speed, а затем переключился на серию, которую назвал Ferrari. Fila уже экспериментировала с кроссоверами для автоспорта и бега, выпустив в 2001 году обувь Pininfarina.

Fila не смогла выделиться на переполненном рынке кроссовок.

Дизайн был больше похож на форму, чем на функцию, а модель F2004 отказалась от тарелки. Павеси не разрабатывал эти модели, но он руководил разработкой красных футбольных бутс, которые его команда сделала для заядлого игрока Шумахера.

С подошвой из карбон-кевлара они были революционными и представляли собой еще одну маркетинговую возможность. Fila оплошала, и бутсы так и не были выпущены в широкую продажу.

Футбольная бутса 2002 года Fila Michael Schumacher Prototype

Правило двух евро

Когда ресурсов стало еще меньше, Fila закрыла офис в Портленде. Павеси и его команда сосредоточились на Racer K1, достойном продолжении Silva Racer. Fila также наняла дизайнера Стефано Фаваро, который работал с Павеси над усовершенствованием пластины.

Бюджетные трудности помешали созданию окончательной версии, и Павеси вспоминает, что Бордин настаивал на том, чтобы сделать тарелку меньше. Отлитая вместе с промежуточной подошвой, она позволила сэкономить на производстве, но при этом пожертвовать производительностью.

В самом начале своей карьеры Павеси узнал о правиле двух евро: ничто в обуви не может стоить больше этой суммы за деталь, если речь идет о рентабельности всего изделия. Стелька в Silva Racer стоила 15 евро только на изготовление.

Борьба между экономикой и инновациями повлияла и на другие элементы Racer K1. Изначально Фаваро сделал эскиз верха без традиционных шнурков, и был создан еще один прототип, сэкономивший 40 граммов за счет облегченного верха.

Позже инженеры Adidas определили, что экономия 100 граммов повышает эффективность бега на один процент.

Это уравнение стало особенно болезненным на Берлинском марафоне 2003 года, где Fila наблюдала, как Пол Тергат в кроссовках Nike установил новый мировой рекорд в марафоне. Один из пейсмейкеров, Сэмми Корир, был одет в Fila Racer K1 и финишировал с секундным отставанием. В том же году Fila выпустила технически идентичные Racer K4, которые могли бы стать революционными.

2002 Fila Racer K1

Дизайнеры Fila тестировали верх из карбон-кевлара, уже сделав кевларовые верха для серии футбольных бутс Tornado. Идея была многообещающей, пока Fila не была продана американскому хедж-фонду, а затем снова своему бывшему корейскому филиалу в 2007 году. В 2009 году Fila вернула модель Silva Racer под названием Fiamma, но без пластин.

Назад в будущее

В дальнейшем Павеси будет сотрудничать с EA7, спортивным брендом Emporio Armani, чтобы объединить две свои самые большие идеи в модели Prima. В модели Carbon Cushion Control, или C-Cube, использовался карбон-арамид (делающий углеродное волокно более жестким и гибким) для адаптивной и пропульсивной амортизации.

В шоу-руме они соседствовали с вечерними платьями и костюмами на заказ, продавцы не имели ни малейшего представления о том, что у них есть, а бегуны так и не узнали, что они упускают.

Что касается будущего? Вспомним, что Павеси был снят с других проектов, чтобы работать над Racer. Один из этих проектов получил прозвище Дорожная ракетаи обещал быть таким же значительным, как Silva Racer.

За прошедшие десятилетия этот проект претерпел некоторые изменения, и Павеси надеется вскоре воплотить его в жизнь. Как и тот ультрамарафонец в юности, он не намерен сдаваться.

Vada E Lo Faccia: Давайте сделаем это.

2012 emporia Armani Prima

Спасибо: Оскар Бем (@marathonshoenrd) и Филиппо Павеси

Изображения: Филиппо Павеси и Пол Фрири